Так называемая Регионализация – это примерно такой же вирус, коим является СТМ и желание “Все поменять». Вот не понимают люди, что Россия это страна с восточным менталитетом и западными вывесками. Эффективно все управляется только жесткой вертикалью власти. Наши люди не могут работать без четкого понимания, кто начальник и где центр принятия решений. Они не могут работать в структурах с матричным подчинением. Поэтому все игры с демократией и раздвоением полномочий заканчиваются самоуправством и воровством на местах. Сколько можно уже долбить эту тему? Если было бы все так просто, тогда нашу страну можно было бы поделить на 10 округов и дать полную самостоятельность. Но ведь ясно, что все раздербанят и развалят. Так почему федеральные сетки постоянно встают на эти грабли? – Тема модная и ответственность можно переложить на регионы. Что получается, когда вы делаете координатора своего региона Генеральным Директором региона? Он начинает все свои косяки закрывать запросом доп. полномочий. Продажи падают? – Так нам федералы ассортимент не тот завели, нам бы надо своих закупщиков. Товара на полках нет? – Так это федеральная логистика не привезла, нам бы свой РЦ и логистов побольше. Промо плохо продалось? – Ну так федералы считать и заказывать не умеют, – нам бы этот функционал сюда передать. И пошло, и поехало… К этому добавляется посещение бань и бухание с местными властями, наведение связей, и далее – активное запугивание федерального начальства местными проблемами. Часто бывают случаи в регионах, когда один родственник в сетке, а другой в местной власти. Один создает проблемы, второй их героически преодолевает за деньги.  Ну вообщем, а чем локальный генеральный директор хуже федерального? И ФОТ ему нужен не меньше, – под ним ведь тоже все с должностями «директора» сидят.

У сеток есть еще одна явная проблема, – это полка с товаром. Они никогда не проецируют усложнение бизнес-процессов на конкретное принятие решения о наличии/отсутствие конкретного СКЮ на конкретном месте. Даже при жесткой вертикали управления в дележе полки участвуют не менее 10-ти должностей. Если мы делаем “крутую” региональную структуру, то их становится не менее 15-ти. На эту тему мы сделаем более подробный анализ, но и так дураку понятно, что если одним и тем же местом на полке (1 СКЮ) занимаются 15 человек, и половина из них сидит в регионе под своим генеральным директором, – то получите минусовые лайки и распишитесь. Здесь попахивает еще одной западной вирусной темой – Four Eyes Principle (яко бы антикоррупционный принцип, при котором принятие решения делится как минимум на 2-х человек). А с чего вы решили, что при разбивке полномочий внутри общего бардака, вы не плодите еще больший бардак и еще большую коррупцию? Неужели вы думаете, что 2 человека на одном уровне не смогут договориться между собой быстрее, чем при системе начальник-подчиненный? А если сюда добавить отсутствие явно прописанных процедур и функционала, то у них вообще нет иного выбора, как договориться работать вместе (как на копанию, так и против нее). Если данных примеров не достаточно, то давайте посмотрим на аналогию с государством. У нас ведь нет президентов на каждый округ с полномочиями, равными Президенту страны (кроме Татарстана, но там это недоразумение скоро поправят, по тем же, кстати, причинам). Как вы думаете почему? Потому, что такая автономия приводит к потере управляемости, самоуправству на местах, и нехорошим мыслям о независимости. Все то же самое происходит и у коммерсов, – иных законов не бывает. Так зачем вы Менеджера Региона называете Генеральным Директором региона? Или русским парням западло ходить в должности Менеджера? Тогда Можно назвать их Наместниками или Смотрящими (кстати, это больше отражает суть должности). Заигрывание с модными западными ярлыками, при не понимании сути вопроса, очень печально заканчивается.

Если мы сейчас погрузимся в то, как же кроме должностей разделяют функционал, системы CRM, Логистику, обмен документами и остальные сложные процессы, то мы поймем какой космический бардак царит в этой теме. На поверку окажется, что апологеты регионализации, сидящие на попе ровно в Москве, понятия не имеют, как у них это все работает в регионах, – им бы ответственность размазать, да в командировки поездить – презентации послушать.
В нашей стране на частичное региональное разделение имеют право только закупки свежих товаров (колбаса, молоко, хлеб…). Остальные структуры должны быть жестко централизованы, даже при наличии локальных активов (Логисты с РЦ, операционисты с Магазинами). Россия это не Италия, где через каждые 30 км производят и едят только свой сыр и вино. У нас в советское время в каждом регионе строился стандартный набор производств, производящих одинаковую продукцию (Хлебозавод, макаронная фабрика, мясоконсервный комбинат и т.д.), 80% которых были разграблены в 90-ые годы. Поэтому разговоры о региональной аутентичности каких-то брендов имеют справедливость только во фреш отделах, – там где сроки годности не позволяют далеко развозить товар. А вот сажать в регионах, людей, которые занимаются местными напитками или пряниками – это выстрел в голову. Два бренда на область спокойно могут закупить и люди, сидящие в Москве. А уж когда вам на месте будут рассказывать, что “вот у нас тут – местные пряники, без них вообще никак план по продажам не выполнить” – можно смело увольнять. Региональный отдел промо – это два выстрела в голову. Они начинают говорить о том, что “Нам тут Кока-Кола нафиг не нужна в промо, мы вместо нее поставим местный квас. А если не поставим, то у нас отберут лицензии на магазины, потому что квасом занимается жена губернатора”. И нахера, спрашивается, вам нужны такие региональные заложники со Стокгольмским синдромом? А что в первую очередь делает местный региональный Менеджер, когда из Москвы получает крутой титул Генеральный Директор Региона? Правильно. Он вызывает всех подчиненных с матричных подчинением (кросс-функциональным) и говорит, – “Так, зарплату вам плачу тут я, набираю и увольняю тоже я, поэтому вы делаете все что я говорю. Обо всех “движениях” из Москвы докладывать незамедлительно мне”. Регионализация во всей своей, так сказать, красоте.