Поставщики наверняка слышали про такую распространенную отговорку закупщиков, – “Ассортиментный Комитет не разрешил”. Что же это такое и почему он может блокировать решения конкретного категорийного менеджера? Как водится на Руси, от большой любви к комитетам и комиссиям, данное “образование” было выдумано под предлогом борьбы с коррупцией и в целях безопасности (для бестолковых Коммерческих Директоров наверное). Объяснялось это тем, что так же мол лучше, когда соберутся люди и посмотрят, а что же там такое Закупщик собрался заводить и выводить. А вдруг он заведет что-то ненужное за деньги или выведет что-то очень важное и может даже тоже за деньги. И люди конечно потянулись посмотреть… Стандартный комитет состоит из собственно Закупщика, человека от Операционного блока (по-русски – Отдел Продаж), человека от СТМ, представителя региональных отделений (если сетка большая), начальников вышеупомянутых товарищей (если соизволят прийти) и коммерческого Директора (как правило редко появляется). Если сеть Федеральная, типа Ашана, то Ассортиментный комитет может размножиться как минимум на два, – Федеральный и Регионы, или вообще на количество регионов если их много.

Первая проблема, которую получают гении, использующие Ассортиментный Комитет, это задержка по времени по всем решениям ввода и вывода товара минимум в месяц (поскольку чаще они собраться не могут). В совокупности с логистическим релизом и мерчендайзинговым релизом, а также в совокупности с “Защитами Категорий” (эти два гениальных изобретения мы обязательно разберем отдельно), решения могут подвисать вплоть до полугода. Кстати, закупщик тщательно и долго готовиться к АК, собирает статистику и образцы, репетирует свое выступление и методы защиты от нападения чужаков.

Далее самая пакостная суть, которую легче всего можно представить в виде аналогии со свободным рынком, куда приходят разного рода лоббисты “пробить” свою тему. Помните, в фильме Звездные Войны есть такие межгалактические пабы, где собираются разного рода экзотические уродцы порешать свои вопросы. Вот примерно так в реальности можно описать стандартный АК. Если коммерческий директор думает, что только внутри отдела закупок его Баеры лоббируют поставщиков, то он глубоко заблуждается. Свои поставщики есть и у Операций, и у регионов, и у СТМ и у их руководителей. Они могут действовать разрозненно или организовываться в группы. Чем больше людей вовлечено в Ассортиментный Комитет, тем больше лоббистов там собирается, и тем жестче идет подковерная борьба. Они не обязательно будут кричать и махать руками, все может проходить очень даже дружелюбно. Вот только подводных не контролируемых течений порождается масса. Используя такой классный подарок судьбы, лоббисты начинают активно подтягивать ресурсы и контакты. И даже самые далекие от закупок люди начинают бодро участвовать в процессе. На таком свободном базаре можно блокернуть или протащить любое решение, нужно только хорошо подготовить аргументную базу или заручиться поддержкой двух-трех участников. Регионы это отдельная песня. Они могут под тему заботы о локальных поставщиках заблокировать любое федеральное решение. Да, да, и даже Марс, Нестле и Проктер.

Вот только когда Маркетинг пилит бюджет на рекламу и отбирает медийные агентства, он не приглашает на это посмотреть и обсудить. Да и логисты когда пилят субподрядные транспортные компании тоже не приглашают представителей других отделов посмотреть. И отдел качества когда отбирает подрядные аудиторские компании для аудита производств поставщиков тоже никого не зовет. А вот отдел закупок очень добрый и зовет всех. Или это такая форма избегания своего собственного функционала? Или это тотальная деградация профессионализма?

Для завершения абсурдности картины нужно просто позвать туда полный комплект лоббистов, – Службу Безопасности, Отдел Качества и Маркетинг. Бедный Баер будет говорить, – “Я хотел бы расширить верхний ценовой сегмент вот этим классным импортным товаром”. А ему в ответ Качество, – “А у ихнего Дистра три жалобы на качество за последний месяц”, СБ, – “А у нас вопросы по этому юр.лицу, там учредитель сидел в тюрьме 10 лет назад”, ну и Операции – “Нам не надо таких списаний, плохо продается.”. Ну вообщем, вы понимаете, – кто в теме, тот сейчас уже чешет кулаки. А еще вопросы от своих по доходности, квотам на полке, долгам и штрафам, и т.д.

А теперь представьте, на рынке вышла новинка и она запускается через месяц. Поставщики ведь не сообщают заранее о плане выхода новинок, там же тоже работают

профессионалы. И какой у нее шанс попасть на полку к выходу рекламы на ТВ при таком раскладе? Или вам нужно быстро провести замену снятого с производства товара. А ведь кроме Ассортиментного комитета есть еще стандартные кривые процессы. Как бы и рады отказаться некоторые толковые Комм. Директора от комитета, но кто же даст теперь вырвать кусок мяса из зубов? Обратно его не закроешь, единожды разрекламировав как “безопасный и эффективный инструмент закупок”. Такое ощущение, что сетки сами приближают свой конец, который уже маячит на горизонте.