Сегодня в Ростове-на-Дону проходит всероссийский форум «Продовольственная безопасность России». Каждый раз, когда к какой-нибудь отрасли знания добавляется слово безопасность — это означает, что власть в очередной раз пытается куда-то «залезть и порегулировать». Слово «безопасность» придает данному процессу больше видимой легитимности, безысходности и необратимости. Интересно, где-нибудь в Германии или Японии ставится вопрос о «продуктовой безопасности» или «поддержке местных товаропроизводителей»? Трясут ли там министры кулаками в сторону торговых сетей, требуя обеспечить 40% или 60%, или даже 80% доли товаров «местного производства»? Почему же у нас данный вопрос периодически достается из широких штанин, всегда обсуждается с нуля и далее тихо растворяется в тумане? Кто мешал «развивать» отечественных производителей 5 лет назад, или 10 лет назад, или 20 лет назад? Кто в принципе мешает делать эту ежедневную рутинную работу каждый день и не лезть с этим лозунгом на трибуну? И чтобы в стране было «безопасно» — мы должны прекратить есть бананы, пить кофе и чай? Безопаснее ездить на Ладе Приора нежели на Тойоте? Ответ банально прост, — как только курс доллара идет вверх и в стране не хватает денег в казне, государство идет в бизнес и начинает «регулировать». Оно идет в тот бизнес, который наиболее эффективен и капиталоемок. Торговые сети уже давно представляются депутатам «жирными коровами», которых так и хочется «подоить». Они забывают, что это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики, в ней занят большой процент населения страны. Нытье и жалобы нерадивых поставщиков, которые делают неконкурентоспособную продукцию, представляются более убедительными, и более «социально опасными». Соответственно, государство вынуждено реагировать и «спасать отечество» от торгашей-капиталистов. Проблему усугубляют олигархи и лихие министры, которые обещают сделать «свой iPhone», свою операционную систему или за год поднять сельское хозяйство. В итоге получаем оголтелый популизм, когда участникам конференции раздают папочки со штампами «секретно», «разглашению не подлежит», а в папочке цветной проспект с фотографиями полей пшеницы, кукурузы и подсолнечника. Такая вот «папочка» отражает весь подход к теме. Далее, ФАС и Прокуратура будет закидывать офисы торговых сетей запросами о проверке цен и наценок (а присылают запросы региональные отделения этих органов отдельно, соревнуясь между собой на перегонки, кто же быстрее разоблачит «преступный сговор в сетях»). В итоге бедные менеджеры сетей тратят время на то, чтобы объяснить прокуратуре, что цена в накладной без НДС, и что НДС бывает как 10%, так и 18%. А есть еще цены Промо-Акций или ликвидация излишних товарных запасов, и поэтому цена в Воронеже может отличаться от цены в Омске на 50% и более. А если вообще сравнить регулярные полочные цены в Глобус Гурмэ с какой-нибудь Промо-ценой в Пятерочке, то можно раскрыть целый вселенский заговор и происки империализма. Торговые сети будут заниматься заполнением табличек и доказывать, то невозможно купить 80% российских бананов. Зато бананы и кофе быстро вырастут в Беларуси, как это уже сделала норвежская семга и израильская картошка.