В этом выпуcке мы даем обратную связь по итогам нашего присутствия на вышеупомянутом мероприятии. Благодарим Владимира Кочанова и Сергея Матвеева за приглашение и возможность задать вопросы. Считаем, что задача “притирания” коммерсов и безопасников является первоочередной в деле нахождения синергии для продвижения бизнеса. Говорить будем честно, поскольку правдивый взгляд со стороны всегда является подарком. Просим за это не судить строго.

Первое, что бросается в глаза – достаточно большая степень архаичности. Старые паттерны, старые подходы, старые мысли. Необходимо учесть, что у коммерсов мозг работает более вариативно, поэтому их необходимо догонять в плане креативности. Иногда проскакивают здравые мысли, например о том, что за оступившегося сотрудника вписывается руководитель, вплоть до своей премии. Такой подход уже применяется, но у него есть побочный эффект – руководитель получает в руки хороший инструмент избавления от неугодных сотрудников.

По нашему мнению, прежде всего следует сосредоточиться на идеологической проработке обоснованности присутствия отдела СБ в коммерческих структурах. Этот сервис нужно грамотно продать подопечным коммерсам, включая “подследственных», поскольку именно они формируют имидж адекватности действий отдела СБ в информационном пространстве. Нельзя недооценивать этот фактор, поскольку если перегнуть палку, то недовольство может дойти до высокого властного уровня и возможно неудобное для корпоративных силовиков законотворчество.

Итак, какие это идеологические вопросы? Давайте их перечислим.

СБ работает на собственника. Это означает, что при необходимости нарушить закон – он будет нарушен. Без этого невозможно качественно обслуживать собственника. Тот факт, что такая деятельность прикрывается внутренними процедурами “о безопасности”, никак не оправдывает ее перед законом. СБ мониторит рабочие телефоны, флэшки, расходы сотрудников, связи сотрудников, активы сотрудников. Давит на руководителей и отдел кадров с целью увольнения сотрудников. Решает какой поставщик благонадёжный, а какой нет. Все это незаконно.

Доказательством тому могут служить случаи захода поставщиков и работников сверху от собственника – их никто не проверяет, благонадёжность не исследует, в тендере участвовать не заставляет. Получается, что правила действуют избирательно, не для всех. 

Кто проверяет СБ? Мы знаем, что число “коррупционеров” в СБ никак не меньше числа таковых среди остальных сотрудников. Вопрос – «Кто проверяет их?», остаётся для обычных работников черным ящиком, порождающим чувство несправедливости. Никто не поднимает такой вопрос и не рассказывает о методах его решения. 

Подмена органов дознания. Часто слышим ссылку на то, что полиция работает плохо, или ей некогда. Вот бы озвучить такое мнение у Путина в кабинете в присутствии главы МВД. Это называется самоуправство и превышение должностных полномочий. Если я решу, что полиция будет реагировать долго или некачественно, то я возьму ружье и пойду в офис разбираться сам – предлагается такая формула? Помните, была такая контора «Группа МОСТ»? Она тоже дорабатывала за милицию кой-какие вопросы. Закончилось все печально. Поэтому, необходимо точно сформулировать, где заканчивается СБ и начинается полиция.

Обвинения сотрудников и клевета. Необходимо чётко установить, что обвинение в виновности может вынести только суд и никто иной. Никакие комитеты, совещания, и коллегиальные мнения этого сделать не могут, по закону.

Философская проблема. Человек существо развивающееся и меняющееся. Сегодня он украл 1 млн, завтра покаялся, раздал его детям и начал работать на компанию с удвоенной силой. Мы такое встречаем очень часто. Такая динамика не учитывается СБшниками, что приводит к навешиванию на людей вечных проклятий. Поймал, обвинил, повесил ярлык “коррупционер” на всю оставшуюся жизнь, и уволил. Дело, однозначно, не Богоугодное и будет испытывать большие сложности. И это только начало проблемы. Предлагаем подумать над ещё более сложной мыслью. Например, в компании бардак, в бизнес-процессах дыры, сотрудник помогает поставщикам и получает за это деньги, выполняя показатели. Компания кое-как держится на плаву благодаря таким сотрудникам. Далее он тратит свои доходы на постройку завода и дает большому количеству людей работу. Ему пытается противодействовать СБ-шник, который ни разу в жизни не продал ни одного пирожка, всю жизнь работал только на дотационном бюджете, и ему надо срочно хоть кого-нибудь поймать, потому что давно не ловили. Как вы думаете, кому сверху будут помогать? Мы думаем, что даже собственник, разобравшись, сказал бы «Вы кого и зачем уволили?»

Кадровая проблема круговорота. Как вы думаете, куда уходят пойманные “коррупционеры”? Если бы можно было сжигать их в печах, то можно было бы сказать, что проблема решена – поймали и сожгли. Но они ведь уходят на свободный рынок и трудоустраиваются, и часто к конкурентам на должности того же уровня. В итоге компания сама себе воспроизводит крайне мотивированных конкурентов, обладающих колоссальными знаниями слабых мест своей предыдущей компании. На наш взгляд это апофеоз недальновидности процесса работы СБ. Типа, выставили за ворота, и проблема решена. Вспомните как раньше на заре рыночной экономики красные директора производили товар. За ворота отгрузил – значит продал и не моя дальше проблема, что там и как.

Все остальное – кражи по карманам, анти-кражные рамки и волшебный глаз видеокамеры – это все техническая житейская мелочь. Пока мы не объясним друг другу обоснованность вышеописанных проблем, ничего, никуда не сдвинется. Мы будем бегать друг от друга, пытаясь нанести максимальный ущерб ради спортивного интереса, чтобы доказать, кто круче. Уголовные дела в одну строну не помогут. Нужны в обе стороны.

Теперь немного мелких мыслей.

Информация в виде статических отчётов не имеет никакой стоимости. С учётом подрастания миллениалов на первый план выходит компетенция умения интерпретировать информацию и способность ее использовать. Вы можете повесить свой отчёт на входе в офис. Уверяем вас, ничего не случится. Если я узнаю, что у Магнита маржа на 2% выше, что я буду делать? Побегу к поставщикам выпрашивать деньги? Так это, итак, делается постоянно. Сразу дадут больше, если я буду махать украденными накладными из Пятёрочки, как это делали в Магните? Нет, не дадут.

На сегодня ценной информацией считается алгоритмизация процессов, но она не существует в описанном виде, который можно украсть. Мы пока бесконечно далеки от умения изложить на бумаге алгоритмы текущих-бизнес процессов, а уж те более будущих процессов, которые должны быть залиты в компьютер для оцифровки. Пока это просто болтовня топ-менеджеров, чтобы как можно дольше просидеть на своих креслах.

Признаем, что iT защита от внешнего спама и фишинга является востребованной.

Хотелось бы сделать ещё одно замечание. Рассказывать про Илона Маска, Дженерал Моторс, Амазон и Безоса, является признаком дурного тона. Наш рынок никак не пересекается с подобными проектами, их опыт не может быть перенесён на Российскую почву, повторен или как-то использован. Если такие корпорации решать запустить подобные проекты в России, то мы им будем не нужны, и пойдём с вами подметать дворы со своим восхищением к Тесле.

В целом, считаем формат встречи полезным, но необходимо приглашать больше смелых и наглых коммерсов, которые будут грамотно ставить вопросы, направляя развитие СБ в нужное коммерческое русло. Как только СБ почувствует, как именно и в каких процессах зарабатываются деньги для компании, то появится нужный азарт и свежая энергия. Возможно, и потери отойдут на второй план, поскольку потери являются производной функцией от объёма продаж. Соответственно, появятся новые нестандартные идеи. И нужно прекращать ловить умных и полезных людей, и выпихивать их из компании.

Пока мы как в фильме “Берегись автомобиля” – “Ты че, говорит, убегаешь?”, – “Так вы догоняете, вот я и убегаю”.


involved@top-retail.net – главное в расследовании – не выйти на себя самого (народная шутка)