Здравствуйте, Уважаемые читатели. Все мы обратили внимание на поднятую властями волну о регулировании цен на социально-значимые товары и возможном наказании нерадивых поставщиков-спекулянтов в купе с нерадивыми и жадными торгашами. У простого обывателя может сложиться впечатление, что сей бардак с ценами на социалку случается только тогда, когда бдительный взор госорганов отвлекается на иные важные задачи. Вот сегодня мы и поговорим о том, как работает сей “прожектор перестройки” (известная передача времен Горбачева), и может ли государство что-либо отрегулировать.

Красивое и академическое определение “государство” всегда служит прикрытием для размыва ответственности за свои действия, и мы ему в этом помогаем, используя фразы “государство не дало…”, “государство не заплатило…”, “государство обмануло…”. Всем нам кажется, что государство стоит на защите наших интересов и постоянно помнит о том, что у каждого Васи Пупкина есть большая проблема, и ее надо срочно решить. И если в СССР такая забота была как минимум для 1-ой категории снабжения, то с 1990-го года она исчезла навсегда. Если внимательно покопаться в учебниках, то можно найти такое определение – “Власть – это безусловное право на насилие”. Поэтому правильнее употреблять слово “власть” и “власть имущие” (как группа лиц), а не государство. В соответствии с этим, власть осуществляет насилие, которое, в частности, в экономической сфере выливается в поборы и притеснения. То, что все это прикрывается “заботой о…” и “инструментами свободной рыночной экономики” уже давно стало понятно. Для целей нашей статьи достаточно понимать, что власть осуществляет насилие во всех отраслях и сферах: налоги, таможня, лицензии, добыча ресурсов, торговля продуктами, производство товаров, строительство, медицина и прочее. Насилие осуществляется методом насаждаемого “регулирования” под прикрытием наведения порядка, контроля безопасности, здоровья и жизни граждан.

Мы ни в коей мере не хотим унизить и опорочить конкретное государство, мы просто объясняем исторические корни этого явления. К сожалению, так устроен принцип власти на нашей планете со времен Гостомысла. У государства есть и полезные функции, но они всегда, и во все времена, тонут в массе перегибов и злоупотреблений

Конкретно в нашей торговой отрасли насилие, как регулирование, осуществляется через налоги, лицензии, сертификаты, разрешения, акцизы, отчетность, дистанционный и пеший контроль. Теперь мы приближаемся к ценам, но не быстро, поскольку нам необходимо рассмотреть еще параметр “заинтересованности” властей в регулировании чего бы то ни было.

Власти осуществляют регулирование в первую очередь в тех отраслях, где извлекаемая прибыль не сопряжена со сложностью понимания процесса. Властям интересны, прежде всего: оружие, нефть, газ, лес, уголь, алкоголь, наркотрафик, масс-медиа, лекарства, крабы, икра, и т.п. Сравните сами, если в нефти всего 3 основных СКЮ, то в средней федеральной сетке малого размера их 2 000, а в гипермаркете вообще около 30 000 (только активных). А если сюда добавить еще и гигантскую скоротечность ежедневных процессов, что собственно и зашифровано в страшной аббревиатуре FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары), то для любителей нефти и газа все это выглядит неизлечимым геморроем. Вот купил, например, товарищ Костин по поручению властей торговую сеть Магнит и забыл, наверное уже, что купил. И если Сечин хотя бы дает интервью с буровых площадок в Антарктике (спокойно, спокойно, понимаем), то Костин по магазинам Магнит не ходит, и интервью из них не дает. Это показательно, ибо западло. Мы подходим к важному фактору, который объяснит нам интересные закономерности властного ценового регулирования далее. Торгашество, в целом, властям не интересно, но есть одно но. Как только недовольство покупателей некоторыми ценами, на некоторые товары, начинает возрастать, то на горизонте начинает маячить возможная угроза протестов, бунтов и цветных революций. А это означает, что придется потерять бабки от нефти, газа, оружия и иного ништяка. Т.е. какой-то сахарок или водочка могут послужить маленьким триггером и запустить процесс штурма Смольного по кинофильму Эйзенштейна с лазаньем матросов по гербовым воротам, а далее отъема “интересных” и понятных источников дохода.

Итак, мы получили ответ на вопрос – “Когда власти интересуются вопросом регулирования цен на социальные товары?” – Тогда, когда маячит революционный “жим-жим”. Здесь же мы раскрываем второй вопрос – “А как долго власти интересуются регулированием цен на социальные товары?” Ответ – не долго, потому-что не интересно и сложно. Задача перепоручается “Орешкину” и после бравурных передач по властным телеканалам, тема тонет в море непрофессионализма, ибо сложна для понимания и ежедневного вовлечения.

Но давайте попробуем сами себе ответить на вопрос “А надо ли регулировать?” – Безусловно, надо. Если к вопросу социалки подойти с профессиональной стороны и с интересом, то его можно и нужно было решить еще 20 лет назад. Выбрать 30 скю, а не 5-7, как предлагается сейчас, и установить предельные величины наценок, а не пытаться тормозить сами цены. Фиксировать цены, это все равно, что пытаться ставить блокиратор на колеса быстро едущего автомобиля. Кстати, мировой опыт нам показывает, что умные люди регулируют отпускные цены производителей и наценки, а не конечные цены на полках магазинов.

Следующий вопрос – “Кто виноват в повышении цен, и как будет наказан?” Здесь все очень интересно. Первая аксиома – власть никогда не может быть виновата, поэтому спешим огорчить бойскаутов по поиску правды – лучше не искать. Хотя все понимают, что виновата конечно-же власть: курсы валют, убитая промышленность, поборы, низкий инвестиционный климат, оборзевшие банкиры и силовики, и бесконечные подобные им, но ответственным за рост цен на продукты питания должен быть назначен кто-то другой. “А кто?” – Варианта у нас всего два: производители и торгаши. С производителями на поверку выходит аказия – там везде сидят какарды под видом служб безопасности. Оказывается, что при тщательном изучении, во всех крупных производителях крупы, соли, сахара, гречки и подсолнечного масла обнаруживаются погоны. Блин, как-то неудобно выходит, блатных же не накажешь. Да и много их, производителей этих, неудобно бегать за каждым фасовщиком крупы и допрашивать его об исторических колебаниях его цен. И тут, как всегда, на помощь приходят торгаши. Этих жадных поцев с голландскими прописками все равно никто не любит. Да и наказывать их удобно – их всего-то там 10 штук. Позвал в кабинет, нагнул под дулом телекамер на радость бабушкам, и дело сделано. Поэтому, ответ на вопрос “Кто виноват?” очевиден – виноваты всегда будут торговые сети. Они “слишком много наценивают”, прибыль отсасывают в зарубежные оффшоры, а потом спонсируют цветные революции. Плюс, исторически, торгашей у нас народ никогда не любил, и не полюбит, особенно успешных. Возможно, именно по этой причине ВТБ сильно дистанцируется в публичном пространстве от Магнита, методом многослойных прослоек, ибо не забываем, что Магнит теперь государственный. По-идее, Магнит и должен первым показать всем остальным игрокам рынка, как надо сдерживать цены. А что делает Магнит? Заходим на сайт и, ну точно! Прям по Шарикову, там виртуальные туры по магазинам и цифровая трансформация. Браво.

Так, а как будут наказывать виноватых? В соответствии с критерием малой интересности, после ТВ порки, внимание ослабнет и растворится в тумане, оставляя повод пощипать виновных на разную дань мелкими околовластными структурами. Собственно, такую картину мы и наблюдаем. Каждый год-два у нас великий скандал с гречкой и сахаром, прямые эфиры из магазинов о том, как тут все дорого и торгаши оборзели, после чего все плавно плавно рассасывается, а все участники пьесы живы и здоровы.

В те периоды, когда протестные настроения достаточно сильны, власти вынуждены показать электорату, что регулирование цен осуществляется. Для этого будут выбраны 2-3 одиозных СКЮ, которым будет приказано “цены стой, раз, два”. Никто не будет погружаться в сложные вопросы себестоимости гречки и масла, раскапывать почему же дорожает себестоимость по всей цепочке от мест произрастания гречки и подсолнечника, и до самых полок. Если упорно копать, то можно и какого-нибудь генерала случайно раскопать. А это никому не нужно. Поэтому, нас ждет рутинное заполнение табличек в стиле “предоставить информацию о ценах на…”. Нарушители табличек и цифр в них будут поставлены на счетчик по принципу дорожных камер. На этом визит властей в посудную лавку ритейла с целью порегулировать цены заканчивается.

Наш ресурс отличается от остальных тем, что мы всегда смотрим глубже во взаимосвязь явлений. Любая поверхностная мелочь, будучи потянутой, вытаскивает за собой не более семи концептуальных явлений, на которых базируется вся наша повседневная жизнь. Поэтому, такая тема как ГосРегулирование, уважаемо преподаваемая еще и в университетах, на поверку разделывается под орех, и оказывается обычным свойством власти непрофессионально вмешиваться в хозяйственные дела сограждан. Мы надеемся, что никто не ожидает от властей того результата, что они цены таки отрегулируют, виновные будут наказаны, а может даже посажены, и в конце-концов цены будут снижены. Товарищ Сталин давно умер, а после него таких правильных менеджеров не было, поэтому наслаждайтесь симуляцией процесса и ползучей инфляцией.


involved@top-retail.net – от сахара до Овального рублей пять