Сегодня в Ростове-на-Дону проходит всероссийский форум “Продовольственная безопасность России”. Каждый раз, когда к какой-нибудь отрасли знания добавляется слово безопасность – это означает, что власть в очередной раз пытается куда-то “залезть и порегулировать”. Слово “безопасность” придает данному процессу больше видимой легитимности, безысходности и необратимости. Интересно, где-нибудь в Германии или Японии ставится вопрос о “продуктовой безопасности” или “поддержке местных товаропроизводителей”? Трясут ли там министры кулаками в сторону торговых сетей, требуя обеспечить 40% или 60%, или даже 80% доли товаров “местного производства”? Почему же у нас данный вопрос периодически достается из широких штанин, всегда обсуждается с нуля и далее тихо растворяется в тумане? Кто мешал “развивать” отечественных производителей 5 лет назад, или 10 лет назад, или 20 лет назад? Кто в принципе мешает делать эту ежедневную рутинную работу каждый день и не лезть с этим лозунгом на трибуну? И чтобы в стране было “безопасно” – мы должны прекратить есть бананы, пить кофе и чай? Безопаснее ездить на Ладе Приора нежели на Тойоте? Ответ банально прост, – как только курс доллара идет вверх и в стране не хватает денег в казне, государство идет в бизнес и начинает “регулировать”. Оно идет в тот бизнес, который наиболее эффективен и капиталоемок. Торговые сети уже давно представляются депутатам “жирными коровами”, которых так и хочется “подоить”. Они забывают, что это наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики, в ней занят большой процент населения страны. Нытье и жалобы нерадивых поставщиков, которые делают неконкурентоспособную продукцию, представляются более убедительными, и более “социально опасными”. Соответственно, государство вынуждено реагировать и “спасать отечество” от торгашей-капиталистов. Проблему усугубляют олигархи и лихие министры, которые обещают сделать “свой iPhone”, свою операционную систему или за год поднять сельское хозяйство. В итоге получаем оголтелый популизм, когда участникам конференции раздают папочки со штампами “секретно”, “разглашению не подлежит”, а в папочке цветной проспект с фотографиями полей пшеницы, кукурузы и подсолнечника. Такая вот “папочка” отражает весь подход к теме. Далее, ФАС и Прокуратура будет закидывать офисы торговых сетей запросами о проверке цен и наценок (а присылают запросы региональные отделения этих органов отдельно, соревнуясь между собой на перегонки, кто же быстрее разоблачит “преступный сговор в сетях”). В итоге бедные менеджеры сетей тратят время на то, чтобы объяснить прокуратуре, что цена в накладной без НДС, и что НДС бывает как 10%, так и 18%. А есть еще цены Промо-Акций или ликвидация излишних товарных запасов, и поэтому цена в Воронеже может отличаться от цены в Омске на 50% и более. А если вообще сравнить регулярные полочные цены в Глобус Гурмэ с какой-нибудь Промо-ценой в Пятерочке, то можно раскрыть целый вселенский заговор и происки империализма. Торговые сети будут заниматься заполнением табличек и доказывать, то невозможно купить 80% российских бананов. Зато бананы и кофе быстро вырастут в Беларуси, как это уже сделала норвежская семга и израильская картошка.