Наверное все помнят мультфильм “Следствие ведут колобки”, после которого выражение “Иностранец с табуреткой” плотно вошло в наш обиход. Если вы думаете, что создатели мультфильма достигли максимального возможного вымысла, то вы ошибаетесь, в жизни бывает еще круче. Сегодня мы внимательно посмотрим на такую тему, как присутствие иностранцев в торговых сетях. Откуда они там берутся, зачем их приглашают и могут ли например российские компании существовать без них?

Стоит сразу разделить наших иностранных друзей на 2 большие группы: Первые – это так называемые “Стартапперы”, – иностранцы первой волны, в задачу которых входит создать сетку с нуля, т.е. построить ее, запустить и вывести на заданные показатели. Вторые – это контрактные наемники, которые попадают в сеть по временному контракту на срок от 3-х до 5-и лет. В иностранные компании типа Зельгросс (Selgros), Билла (Billa), Метро (Metro) и Ашан (Auchan) иностранцы попадают естественным образом, распределяясь головным офисом компании. В Российские сети их приглашают как сами владельцы сетей, так и уже нанятые владельцами иностранные топ-менеджеры. Используя определенный кредит доверия, один нанятый CEO может подтянуть десятки своих сотоварищей на различные ключевые должности, начиная от директора по маркетингу и заканчивая каким-нибудь временно-наемным консультантом по свежей продукции. В первом случае, соответственно, российские работники не просачиваются выше директоров департаментов или директоров проектов. В Российских компаниях иностранцы занимают не более 20-30% ключевых должностей. Если в иностранных компаниях русским попросту не доверяют занимать ключевые должности “на всякий случай”, то в российские компании иностранцев привлекают для решения конкретных проектов и у отечественных работников есть неплохие шансы подняться. Желание российских компаний иметь в своем составе “иностранцев-профессионалов” неистребимо. Не смотря на большинство неудач, имидж иностранцев как больших профессионалов на сегодня непотопляем.

Итак, какого типа иностранцы едут в Россию?

Первая и самая многочисленная группа контрактников – это те, кто в силу разных причин не смог успешно самореализоваться у себя на родине. Это может быть по причине слабых профессиональных качеств, неумения ужиться в команде, банально в силу увольнения. Тех, кто не вписывается в команду выдавливают в сторону развивающихся стран как последний шанс перевоспитаться. Здесь в России – это самая проблемная категория иностранцев. Они изначально ставят себя выше местных Россиян, диктуют условия, имеют низкую степень навыков общения, очень любят играть в политику и мало работают по существу. Принципиально не учат русский язык, считают что здесь живут люди ниже сортом, находятся в постоянной депрессии и ностальгии по родине. По приезду они любят затеять какой-нибудь “мега-прект” длинною год или два, получить на нем политические очки и вернуться обратно на родину с возможностью повышения. Пребывание такого персонажа делится на 3 стадии (как правило у них 3-х летние контракты). Первый год они приезжают, втягиваются и пытаются понять куда они попали. Второй год они пытаются что-то поделать в виде того самого “мега-проекта”. Проект, в основном, выглядит как глобальная “улучшалка” уже существующего процесса. Например, “вы тут измеряете уровень выполнения заказов вот так, а давайте теперь будем делать вот так и смотреть это каждый день”. Или например, – “вы тут делаете рекламную листовку из 10 страниц размером А4 и раз в неделю, а давайте будем делать 20 страниц размером А5 и раз в две недели”. Т.е. никакой полезной работы вся команда не выполняет, она занимается просто симуляцией бурной деятельности. Третий год он собирается уезжать, – активно тратит время на политические игры, чтобы найти следующую страну назначения, подбивает набранные очки, упаковывает их в красивую обертку и рекламирует в международном отделе кадров. Кстати сказать, таких персонажей большинство в российском ритейле. Хэдхантеры активно их сплавляют в российские сети под видом профессионалов, поскольку они стоят дешевле, а визуально могут себя красиво продать, особенно на первом собеседовании.

Вторая группа – это так называемые “фрики” (freak – от англ. гуляка) или свободные радикалы, которые молоды, не имеют семьи, любят путешествовать, погулять и попьянствовать, походить в ночные клубы и т. д. Их профессиональные качества выше чем у первой группы, но в силу обстоятельств, часто семейных, у них нет надежной базы на родине в виде собственной недвижимости, а часто даже личного автомобиля. В России их привлекают новые впечатления, бурная клубная жизнь, красивые женщины, возможность быстро вырасти в должности. Как показывает практика, – это наиболее оптимальная группа иностранцев, на которых можно опереться на первом этапе построения сети. Многие из них женятся здесь и даже предпочитают остаться в России. Активно учат или реально пытаются выучить русский язык, изучают нашу культуру, любят ездить в командировки и т. д.

Вариант сочетания первой и второй группы – это неудачники “фрики” (freak – от англ. гуляка), – это катастрофа для компании. Это реальная беда. Как правило это люди с неадекватным восприятием действительности, часто с легкими признаками даунизма или психического расстройства, уволенные на родине или сосланные местным отделом по развитию кадров в какую-нибудь дальнюю страну. Их стиль управления отличается спонтанными решениями типа выйти всем поработать на выходных, заблокировать какого-нибудь поставщика без объяснения причин, уволить на лету, приходить на работу в 6 утра или проводить совещания до 10-ти вечера. Часто они неопрятно выглядят (вне соотвествии со своей должностью), громко и неуважительно разговаривают, начинают без причины кричать, выходить из комнаты, кидаться предметами, оскорблять присутствующих и т. п. В особых случаях страдают психо-моторными расстройствами, как например грызут ногти, ковыряют в носу, не выговаривают некоторые буквы, трясут головой или руками, издают непонятные звуки. Зачастую страдают неадекватными навязчивыми идеями, которые не могут быть воплощены в России по климатическим или географическим причинам. Например, требуют доставки груза из Москвы в Екат грузовой фурой за 8 часов одним водителем, или например устанавливают в России такое же программное обеспечение, как в Болгарии – с тем же географическим функционалом. Или например заставляют по одному небольшому вопросу нарисовать презентацию из ста слайдов. Проблема с ними усугубляется тем, что они не хотят уезжать отсюда, поскольку четко понимаю что на родине их точно никто не возьмет на такую же должность, какую они имеют в России.

Здесь следует отметить, что усугубляет проблему специальная система ротации и “развития” кадров, которая существует во многих странах. Если штаб-квартира компании находится за границей, а ее магазины присутствуют во многих странах мира, то у такой компании есть международный отдел кадров. Для того чтобы сотруднику повысится в должности начиная со среднего уровня и выше, ему необходимо поработать в другой стране. Считается, что таким образом он развивает свой опыт в области межкультурных компетенций (Intercultural competence). Идея неплохая, но на практике такую систему используют для воспитания дураков и идиотов методом их ротации по разным странам, в основном развивающимся. Поскольку уволить в Европе нерадивого сотрудника – это целая эпопея, то такой способ очень хорошо решает проблему избавления от ненужных элементов.

Третья группа – это консультанты и разного рода временщики, присланные на несколько месяцев поделать какие-либо проекты, оценить состояние, подсказать или указать нам, нерадивым Россиянам, как правильно вести бизнес. Проверить не бухают ли тут на работе, не ходят ли по офису медведи и мужики в красных трусах с балалайками. Да, да – не удивляйтесь – в кулуарах иностранцы обсуждают между собой такие вещи и не в шутку. Кстати многие толковые иностранные менеджеры отказываются ехать в Россию именно по причине такого рассказанного им имиджа. Эта группа достаточно разнородна. Либо в ней будет нормальный человек и профессионал, либо тот кто точно понимает, что послан к аборигенам указать им светлый путь, как нужно жить и работать. Степень полезности данной группы товарищей зависит от конкретного проекта, который они делают. Это может быть очень полезный для компании антикризисный аудит или абсолютно космический проект, – например переделать всю выкладку в магазинах по новой концепции, которая хорошо сработала где-нибудь в Венгрии, потом убедиться, что Венгрия не Россия и переделать все обратно. Естественно всю реальную работу делает местный персонал, консультанты только кликают в ноутбуках и пьют кофе, отмечая статус работ. Эту группу товарищей легко определить по хорошей одежде, они ходят обедать группами по 5-7 человек, сидят в какой-нибудь переговорной комнате, в которую никого не пускают, и иногда даже заклеивают бумагой окна. Они наводят на всех священный страх и трепет поскольку никто не понимает, что они делают.

Четвертая группа – это собственно те самые профессиональные иностранцы, которых все подразумевают, когда произносят слово “иностранец”. Это культурные, воспитанные, грамотные люди, которые готовы делиться опытом, приветливы и улыбчивы. Проблема в том, что таких единицы и в Россию они ехать не хотят. Успешный на западе менеджер, у которого есть стабильная семья и несколько детей на 90% не согласится поехать в Россию, потому что ему, там на родине, будет объективно лучше. Они спокойно относятся к России, но не понимают почему здесь нет дорог, кругом грязь, все друг-другу хамят, коррупция, низкое качество еды, воды и воздуха. Агентства по персоналу хотят заполучить именно таких профессионалов. Стоят они очень дорого, и приезжают в единичных экземплярах. Такие иностранцы не приезжают по линии “развития персонала”, их не присылают приказом о переводе из другой страны. Их нужно ловить, уговаривать и платить очень большие деньги.

Конечно, в реальной жизни вы встретите комбинированные варианты, состоящие из описанных выше. Мы обозначили крайние границы проблемы для того, чтобы ее масштаб был ясен в целом. Если вы видите иностранца, он может быть похож на ту или иную группу, причем в разных ситуациях на разную, либо может сочетать в себе признаки всех сразу.

Посмотрим еще на стоимость пребывания иностранцев не взирая на их профессиональные качества. В среднем иностранец получает зарплату в 2 раза больше, чем российский сотрудник на той же должности. Причем получает он ее в валюте. Для обслуживания иностранцев внутри отдела кадров выделяется целый отдел или специальные люди. Они занимаются их командировками домой (рейсы, билеты, гостиницы, такси). Устройством семей – это поиск квартиры, садика, домохозяек, оформлением виз, разрешений на работу и пр. Большая часть иностранцев не говорит по русски, поэтому семье нужна домохозяйка с английским языком или например таксист, говорящий по-французски. Вы представляете в какие суммы это все выливается? Очень часто они каждые выходные летают домой, соответсвенно прибавляем стоимость билетов. К этому нужно добавить корпоративный транспорт. Это целая комедия. Иностранцы постоянно попадают в аварии, общаться с ГАИ не умеют, Решать вопрос на месте тоже не умеют. Все это падает на плечи девушек из отдела кадров или на менеджера по корпоративному транспорту. Последний доходит до кипения и ненавидит всех иностранцев вместе взятых. Постоянны случаи зимой, когда иностранцы не понимают что такое аккумулятор и как с ним обращаться зимой (даже мужчины), не понимают как забрать эвакуированную машину, куда звонить, куда ехать и т.д. Таким образом, иностранец в целом, в любом случае стоит очень дорого, даже если он не профессионал. Соотвественно, мы приходим к ситуации, когда издержки на содержание иностранца очень высоки, и вероятность найти профессионала составляет менее 10%. Т.е. получаем практически невыполнимую задачу.

Так почему же все хотят иностранца? Во-первых, еще со времен Петра Великого у нас сложился имидж иностранца, как того, кто все знает и все умеет. Большая часть наших эффективных правителей была иностранцами или их потомками. Т.е. проблема имеет психологически-историческую основу. Во-вторых, устройство нашего хозяйства и экономики со времен 1917 года был всегда менее эффективным, чем на западе, за исключением периода Сталинизма, но это было сделано ценой неприемлемых жертв. До сих пор наша экономика работает не по рыночным принципам, которые декларируются. Это приводит к тому, что опыт работы российского персонала менее качественнен и стабилен, нежели опыт иностранного персонала. Постоянные “неожиданности” со стороны родного правительства заставляет стандартного российского гражданина развивать в себе компетенции “параллельного менеджмента”, ежедневно обсчитывать “запасные схемы” и в принципе быть готовым развернуться на 180 градусов “если что случится”. Поэтому основная проблема – отсутствие стабильных, качественных, поступательных методов доведения дел до положительного результата у российских менеджеров. Это основное конкурентное преимущество иностранцев перед нами. Виноваты в этом не российские граждане, а то государство, в котором они живут. Нельзя сказать, что иностранцы умнее, – они стабильнее в принятии решений, их средний уровень опыта внутри этой стабильности немного выше. Плюс, исторический и психологический имидж работает на них. Вот мы и получаем секрет успешного иностранца.

Так нужны ли нам иностранцы в торговых сетях, или вообще в других компаниях? – Да, безусловно нужны. Без них мы не получим конкурентные знания, технологии и опыт. Вопрос только в способе оценки и поиска тех самых 10% иностранцев, которые принесут пользу и опыт, сумеют его передать российским коллегам, уважительно и с пониманием отнесутся к судьбе и культуре нашей страны.